Тенденции развития мирового рынка прямых инвестиций

Тенденции развития мирового рынка прямых инвестиций

Процесс восстановления рынка прямых иностранных инвестиций (ПИИ) довольно непрост. В 2012 году мировые объемы ПИИ сократились на 18% до 1,35 трлн. долл.

Их процесс оживления, скорее всего, будет более длительным, нежели ожидалось, что объясняется глобальной экономической неустойчивостью и политической неясностью.

Период оживления ПИИ, скорее всего, будет более длительным, нежели ожидалось, что объясняется глобальной экономической неустойчивостью и политической неясностью. По прогнозам ЮНКТАД в 2013 году потоки ПИИ по-прежнему будут близки к уровню 2012 года с верхним пределом в 1,45 трлн. долларов. В свете восстановления оптимизма и уверенности инвесторов ожидается, что мировые потоки ПИИ достигнут 1,6 трлн. долл. в 2014 году и 1,8 трлн. долл. в 2015 году. Однако все же сохраняются значительные риски, связанные с таким сценарием роста.

Тенденции развития мирового рынка прямых инвестиций

Лидируют развивающиеся страны. В 2012 году впервые за все время развивающиеся страны, на которые пришлось 52% глобального притока ПИИ, получили больше ПИИ, чем развитые страны. Это произошло отчасти из-за того, что наибольшее снижение притока ПИИ отмечалось в развитых странах, на которые сейчас приходится лишь 42% его глобального объема. Почти треть мирового вывоза ПИИ также пришлась на развивающиеся страны, обозначив продолжение устойчивой повышательной тенденции.

Отток ПИИ из развитых стран сократился до уровня, близкого куровню 2009 года. В условиях нестабильности экономических перспектив транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран по-прежнему придерживались выжидательного подхода к новым инвестициям или освобождались от зарубежных активов вместо того, чтобы значительно расширить свою деятельность на международном уровне. В 2012 году в 22 из 38 развитых стран отмечалось сокращение вывоза ПИИ, которое составило 23% общего сокращения.

По-прежнему вызывает обеспокоенность инвестирование через офшорные финансовые центры (ОФЦ) и специальные финансовые структуры (СФС). Финансовые потоки в ОФЦ по-прежнему приближаются   к   своему   максимальному   уровню   2007 года.

Хотя большая часть международных усилий по борьбе с уклонением от уплаты налогов была направлена на ОФЦ, в 2011 году финансовые потоки через СФС были практически в семь раз больше. Увеличивается также количество стран, предлагающих благоприятные налоговые условия для СФС.

Реинвестированные доходы могут быть важным источником финансирования долгосрочных инвестиций. В 2011 году доход от ПИИ составил 1,5 трлн. долл. на их общую сумму 21 трлн. долларов. Норма прибыли ПИИ составила 7% во всем мире, при этом в развивающихся странах (8%) и в странах с переходной экономикой (13%) она была выше, чем в развитых странах (5%). Почти треть дохода от глобальных ПИИ осталась в принимающих странах, а две трети были репатриированы (что составляет в среднем 3,4% платежей по счету текущих операций). Самой высокой доля нераспределенной прибыли была в развивающихся странах, составив 40% дохода от ПИИ, она представляет собой важный источник финансирования.

В 2012 году отмечалось небольшое общее сокращение притока ПИИ в развивающиеся регионы, хотя его снижение наблюдалось не везде. В Африке, которая выбивалась из общей тенденции, ввоз ПИИ увеличился на 5% до 50 млрд. долларов. Этот рост частично был связан с ПИИ в добывающих отраслях, однако увеличиваются и инвестиции в производства по выпуску готовых изделий для потребительского рынка в отрасли услуг. Приток ПИИ в азиатские развивающиеся страны сократился на 7% до 407 млрд. долл., но оставался высоким. В условиях продолжающейся в регионе перестройки географической структуры производства страны с более низким доходом, такие как Вьетнам, Камбоджа и Мьянма, притягивают ПИИ в трудоемкие отрасли. Ввоз ПИИ в страны Латинской Америки и Карибского бассейна сократился на 2% до 244 млрд. долл. из-за спада в центральноамериканских и карибских странах. Этот спад был восполнен ростом на 12% в Южной Америке, где приток ПИИ был связан как с развитием добывающих производств, так и с усилиями по освоению рынков.

Увеличиваются ПИИ в страны со структурно слабой экономикой. Ввоз ПИИ в наименее развитые страны (НРС) достиг рекордно высокого уровня, главным образом благодаря ТНК развивающихся стран, особенно из Индии. Произошел небольшой рост притока ПИИ в не имеющие выхода к морю развивающиеся страны (НВМРС), что было вызвано увеличением их притока в африканские и латиноамериканские НВМРС и некоторые страны Центральной Азии. Второй год подряд наблюдается оживление притока ПИИ в малые островные развивающиеся государства (МОРАГ), которое обусловлено инвестированием в страны, богатые природными ресурсами.

Резко сократился приток ПИИ в развитые страны. В развитых странах объем ввозимых ПИИ существенно уменьшился - на 32% - и достиг уровня 561 млрд. долл., который последний раз отмечался почти десять лет назад. Значительный спад притока ПИИ наблюдался в большинстве развитых стран, в частности в Европейском союзе, на долю которого пришлись две трети сокращения мировых ПИИ.

В странах с переходной экономикой был отмечен относительно небольшой спад. Резкое сокращение международных слияний и приобретений (СиП) привело к уменьшению притока ПИИ в страны с переходной экономикой на 9% до 87 млрд. долл.; из них 51 млрд. долл. было вложено в Российской Федерации, однако значительная часть из них имела российское происхождение.

Тенденции в инвестиционной политике

Процесс разработки национальной инвестиционной политики все больше ориентируется на новые стратегии развития. Большинство государств стремятся привлекать и поощрять иностранные инвестиции в интересах укрепления производственного потенциала и устойчивого развития. В то же время множество стран в настоящее время укрепляют нормы регулирования иностранных инвестиций, шире используя промышленную политику в стратегических секторах,

ужесточая процедуры отбора и мониторинга и тщательно проверяя международные СиП. Сохраняется риск того, что некоторые из этих мер принимаются в протекционистских целях.

Процесс разработки международной инвестиционной политики находится на переходном этапе. К концу 2012 года режим международных инвестиционных соглашений (МИС) состоял из 3 196 договоров. Сейчас страны все чаще отдают предпочтение не двустороннему, а региональному подходу к выработке норм и правил в области МИС и учитывают элементы устойчивого развития. Более 1 300 из сегодняшних 2 857 двусторонних инвестиционных договоров (ДИД) к концу 2013 года достигнут стадии «прекращения действия в любой момент», что откроет возможность устранения несоответствий и пробелов в многостороннем и многоуровневом режиме МИС и укрепления его аспекта развития.

ЮНКТАД предлагает пять общих путей реформирования международного инвестиционного арбитража. Это является ответом на обсуждение преимуществ и недостатков инвестиционного арбитражного режима, которое вызвано увеличением количества дел и постоянной обеспокоенностью по поводу системных дефектов этого режима. Предлагаются следующие пять вариантов реформирования: поощрение альтернативных средств урегулирования споров, изменение существующей системы УСИГ посредством индивидуальных МИС, ограничение доступа инвесторов к УСИГ, создание апелляционного механизма и учреждение постоянного международного суда по урегулированию инвестиционных споров. Коллективные усилия на многостороннем уровне могут помочь добиться консенсуса в отношении предпочтительного способа действий.

Глобальные производственные системы: инвестиции и торговля в интересах развития

Для сегодняшней мировой экономики характерно наличие глобальных производственных систем (ГПС), в которых торговля промежуточными товарами и услугами обслуживает фрагментированные и разнесенные между разными странами производственные процессы. ГПС обычно координируются ТНК, а международная торговля полуфабрикатами и готовой продукцией осуществляется в рамках их сетей филиалов, подрядчиков и независимых поставщиков. На ГПС, координируемые ТНК, приходится примерно 80% мировой торговли.

ГПС создают существенный элемент повторного счета в торговле -около 28% или 5 трлн. долл. в общем объеме мирового экспорта на сумму 19 трлн. долл. в 2010 году, - поскольку промежуточные продукты считаются в мировом экспорте несколько раз, хотя должны считаться лишь один раз по добавленной стоимости. Модели торговли в ГПС определяют распределение фактических экономических выгод от торговли между отдельными странами и во многом формируются в соответствии с инвестиционными решениями ТНК. Страны с большим удельным весом ПИИ в сравнении с размером их экономики, как правило, более активно участвуют в ГПС и создают относительно большую отечественную добавленную стоимость в экспортном секторе.

ГПС могут вносить существенный вклад в развитие. В развивающихся странах в рамках глобальных производственных систем создается в среднем около 30% ВВП этих стран против 18% в развитых странах. Существует также позитивная корреляция между участием в ГПС и динамикой душевого ВВП. ГПС оказывают непосредственное экономическое влияние на добавленную стоимость, занятость и прибыль. Для развивающихся стран они также могут быть важным механизмом наращивания производственного потенциала, в том числе за счет распространения технологий и обучения работников, и тем самым открывать возможности долгосрочной модернизации промышленности.

Вместе с тем участие в ГПС связано также с рисками. Вклад ГПС в ВВП может быть ограниченным, если страны удерживают лишь небольшую часть добавленной стоимости, созданной в технологической цепи. Кроме того, распространение технологий, повышение квалификации работников и модернизация происходят не автоматически. Развивающиеся страны сталкиваются с риском того, что им не удастся освоить производства с относительно высокой добавленной стоимостью. Кроме того, экологические и социальные последствия, в том числе в плане условий труда, безопасности и гигиены труда и гарантий занятости, могут быть негативными. Способность ГПС сравнительно легко перебазировать свои производства и возросшая уязвимость для внешних шоков создают дополнительные риски.

Странам следует сделать стратегический выбор: поощрять или не поощрять участие в ГПС. Им необходимо тщательно сопоставить все «за» и «против» участия в ГПС, а также издержки и положительные результаты проактивной политики поощрения ГПС или стратегий развития, ориентированных на ГПС, в зависимости от их конкретной ситуации или обеспеченности факторами производства. Некоторые страны могут решать не поощрять участие в ГПС, у других может не быть такого выбора. На самом деле большинство из них уже в той или иной мере подключены к ГПС. Поощрение участия в ГПС предполагает нацеливание на конкретные сегменты ГПС, т.е. поощрение ГПС может быть избирательным. Кроме того, участие в ГПС - это лишь один из аспектов общей стратегии развития страны.

Важная роль политики в задействовании потенциала ГПС для решения задач развития. В случае, когда страны решают активно поощрять участие в ГПС, директивным органам следует, прежде всего, определить свое место в международном разделении труда, а затем оценить реальные пути развития с помощью встраивания в ГПС для своего стратегического позиционирования. Для получения доступа к ГПС и реализации возможностей модернизации необходим структурированный подход, предполагающий определение конкретного места ГПС в политике промышленного развития (например, развитие тех или иных производств в рамках ГПС); создание условий для роста ГПС в результате формирования благоприятной среды для торговли и инвестиций и создания необходимой инфраструктуры, а также наращивание производственного потенциала местных фирм и повышение уровня подготовки местной рабочей силы. Для уменьшения рисков, связанных с участием в ГПС, эти усилия должны опираться на надежную экологическую, социальную и управленческую основу вместе с усилением регулирования и правоприменения, а также с оказанием поддержки местным фирмам в наращивании потенциала в целях соблюдения нормативных требований.

Кроме того, ЮНКТАД предлагает три конкретные инициативы:

  • Синергическая политика и институциональная база торговли и развития. Политика торговли и политика инвестиций часто не связаны друг с другом. В контексте ГПС они могут оказывать друг на друга неожиданное и контрпродуктивное воздействие. В избежание этого директивным органам, в случае необходимости с помощью международных организаций, следует тщательно изучить те инструменты политики, которые одновременно воздействуют на инвестиции и торговлю в рамках ГПС, т.е. торговые меры, влияющие на инвестиции, и инвестиционные меры, влияющие на торговлю. Кроме того, на институциональном уровне для установления торговых и инвестиционных связей в ГПС необходимо более тесное сотрудничество и взаимодействие между учреждениями по поощрению торговли и инвестиций.
  • Региональные договоренности о промышленном развитии. Актуальность региональных производственных систем заставляет обратить внимание на значимость регионального сотрудничества. Региональные договоренности о промышленном развитии могли бы включать объединенные в одно целое региональные соглашения о торговле и инвестициях, разделенные на либерализацию и упрощение процедур, а также создающие совместные механизмы и учреждения по поощрению торговли и инвестиций. Они могли бы также быть направлены на создание соседними странами территориально-промышленных комплексов путем совместного финансирования инфраструктуры, необходимой для ГПС, и совместного наращивания производственного потенциала. Для установления таких договоренностей необходимо поддерживать партнерские связи между правительствами в регионе, между правительствами и международными организациями и между государственным и частным секторами.Экологические зоны экспортной переработки (ЗЭД).
  • Экологичность становится важным фактором привлечения производств ГПС. ЗЭП стали важными узлами ГПС, давая выгоды для ТНК и поставщиков ГПС. Они также могли бы обеспечивать - в дополнение к некоторым существующим выгодам или вместо них - в больших масштабах усилия в вопросах социальной ответственности корпораций (СОК), с тем чтобы стать катализаторами в деле обеспечения СОК. Директивным органам следует рассмотреть возможность оказания соответствующих услуг, включая техническую помощь в сертификации и отчетности, поддержку в обеспечении безопасности и гигиены труда, а также рекуперацию отходов или использование альтернативных источников энергии, которые могли бы преобразовать СОК в центры передового опыта для ответственной деловой деятельности. Помощь в этом могут оказать международные организации посредством установления контрольных показателей, обмена передовой практикой и программ по укреплению потенциала.

Остановка роста и падение ПИИ в 2012 году

В 2012 году глобальные прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сократились на 18% до 1,35 трлн. долларов. Это резкое падение резко контрастировало с другими ключевыми экономическими показателями, такими как ВВП, международная торговля и занятость, каждый из которых продемонстрировал положительную динамику роста на мировом уровне. Экономическая неустойчивость и политическая неопределенность в ряде крупных стран заставили инвесторов проявлять осторожность. Кроме того, многие транснациональные корпорации (ТНК) перепрофилировали свои инвестиции за рубежом, в том числе за счет реструктуризации активов, изъятия инвестиций и перебазирования. Оказалось, что путь к подъему ПИИ непрост и может быть более долгим, чем ожидалось.

ЮНКТАД прогнозирует, что в 2013 году ПИИ останутся на уровне, близком уровню 2012 года, с верхним пределом в 1,45 трлн. долл. -этот уровень сопоставим со средними показателями докризисного периода 2005-2007 годов (диаграмма 1). По мере улучшения макроэкономической конъюнктуры и восстановления среднесрочной уверенности инвесторов ТНК смогут конвертировать свои рекордные объемы денежных резервов в новые инвестиции. В этом случае потоки ПИИ могут достичь 1,6 трлн. долл. в 2014 году и 1,8 трлн. долл. в 2015 году. Однако в этом сценарии роста по-прежнему остаются значительные риски. Такие факторы, как структурные уязвимости глобальной финансовой системы, возможное ухудшение макроэкономической конъюнктуры и значительная политическая неопределенность в ключевых областях, влияющих на уверенность инвесторов, могут привести к дальнейшему сокращению потоков ПИИ.

Развивающиеся страны получили больше ПИИ, чем развитые страны

Приток ПИИ в развивающиеся страны оказался намного устойчивее, чем их приток в развитые страны, и в 2012 году, несмотря на его небольшое сокращение (на 4%) до 703 млрд. долл., уступил только рекордному уровню предыдущего года (таблица 1). Он составил рекордных 52% глобального притока ПИИ, впервые превысив приток в развитые страны на 142 млрд. долларов. Мировой рейтинг крупнейших получателей ПИИ также отражает изменения структуры инвестиционных потоков: из 20 крупнейших получателей 9 - развивающиеся страны (диаграмма 2). В региональном разрезе приток в развивающиеся страны Азии и Латинской Америки остался на высоком для многолетнего периода уровне, однако его динамика ослабла. В Африке в 2012 году отмечалось увеличение притока ПИИ в годовом исчислении (таблица 1).

Мировые потоки ПИИ по регионам (2010-2012, млрд. долл. США)

 

Приток ПИИ

Отток ПИИ

 

2010

2011

2012

2010

2011

2012

Все страны мира

1 409

1 652

1 351

1 505

1 678

1 391

Развивающиеся страны

696

820

561

1 030

1 183

909

Развитые страны

637

735

703

413

422

426

Африка

44

48

50

9

5

14

Азия

401

436

407

284

311

308

Восточная и Юго-Восточная Азия

313

343

326

254

271

275

Южная Азия

29

44

34

16

13

9

Западная Азия

59

49

47

13

26

24

Латинская Америка и Карибский бассейн

190

249

244

119

105

103

Океания

3

2

2

1

1

1

Страны с переходной экономикой

75

96

87

62

73

55

Страны со слабой в структурном отношении, уязвимой и малой экономикой

45

56

60

12

10

10

Наименее развитые страны

19

21

26

3,0

3,0

5,0

Не имеющие выхода к морю развивающиеся страны

27

34

35

9,3

5,5

3,1

Малые островные развивающиеся
государства       

4,7

5,6

6,2

0,3

1,8

1,8

Для справки: доля в % от общемировых потоков ПИИ

Развитые страны

49,4

49,7

41,5

68,4

70,5

65,4

Развивающиеся страны

45,2

44,5

52,0

27,5

25,2

30,6

Африка

3,1

2,9

3,7

0,6

0,3

1,0

Азия

28,4

26,4

30,1

18,9

18,5

22,2

Восточная и Юго-Восточная Азия

22,2

20,8

24,1

16,9

16,2

19,8

Южная Азия

2,0

2,7

2,5

1,1

0,8

0,7

Западная Азия

4,2

3,0

3,5

0,9

1,6

1,7

Латинская Америка и Карибский бассейн

13,5

15,1

18,1

7,9

6,3

7,4

Океания

0,2

0,1

0,2

0,0

0,1

0,0

Страны с переходной экономикой

5,3

5,8

6,5

4,1

4,3

4,0

Страны со структурно слабой, уязвимой и малой экономикой

3,2

3,4

4,4

0,8

0,6

0,7

Наименее развитые страны

1,3

1,3

1,9

0,2

0,2

0,4

Не имеющие выхода к морю развивающиеся страны

1,9

2,1

2,6

0,6

0,3

0,2

Малые островные развивающиеся государства

0,3

0,3

0,5

0,0

0,1

0,1

 

Вывоз ПИИ из развивающихся стран достиг рекордного уровня 31% их суммы во всем мире, составив 426 млрд. долларов. Несмотря на мировой спад, ТНК развивающихся стран продолжили свою экспансию за рубежом. На долю азиатских стран, которые оставались крупнейшим источником ПИИ, пришлось три четверти всех ПИИ развивающихся стран. Вывоз ПИИ из Африки увеличился в три раза, а потоки из развивающихся стран Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна остались на уровне 2011 года.

Страны БРИКС (Бразилия, Российская Федерация, Индия, Китай и Южная Африка) оставались главными источниками ПИИ среди стран-инвесторов с поступательно растущей экономикой. Потоки из этих пяти стран выросли с 7 млрд. долл. в 2000 году до 145 млрд. долл. в 2012 году и составили 10% их глобального объема. Активность их ТНК растет, в том числе в Африке. В рейтинге основных инвесторов в 2012 году Китай поднялся с шестого на третье место после Соединенных Штатов и Японии (диаграмма 3).

Резкое сокращение потоков ПИИ в развитые страны и из них

Приток ПИИ в развитые страны сократился на 32% до 561 млрд. долл., уровня почти десятилетней давности. Падение ввоза наблюдалось в таких группах стран, как Европа и Северная Америка, а также в Австралии и Новой Зеландии. На долю одного только Европейского союза пришлись почти две трети снижения глобальных ПИИ. Однако в Японии после двух последовательных лет чистого изъятия инвестиций был отмечен положительный приток.

Отток из развитых стран, который сыграл главную роль в подъеме ПИИ в 2010-2011 годах, сократился на 23% до уровня в 909 млрд. долл., близкого к кризису 2009 года. Как в Европе, так и в Северной Америке наблюдалось значительное сокращение объемов их вывоза, однако Япония выбилась из общей тенденции, сохранив свое второе место среди крупнейших в мире стран-инвесторов.

Сохранение темпов интернационализации ГП и СФБ

Количество государственных ТНК увеличилось с 650 в 2010 году до 845 в 2012 году. Их потоки ПИИ составили 145 млрд. долл., достигнув почти 11% мировых ПИИ. Большинство государственных предприятий (ГП), которые приобрели иностранные активы в 2012 году, были ГП развивающихся стран; многие из этих приобретений были мотивированы стремлением получить стратегические активы (например, технологии, интеллектуальную собственность, торговые марки) и доступ к природным ресурсам.

ПИИ суверенных фондов благосостояния (СФБ) в 2012 году составили лишь 20 млрд. долл., хотя они и удвоились по сравнению с предыдущим годом. Совокупный объем ПИИ СФБ, по оценкам, достиг 127 млрд. долл., большинство из которых были направлены в сектор финансов, недвижимости, строительства и коммунальных услуг. Что касается географического распределения, то более 70% ПИИ СФБ в 2012 году было размещено в развитых странах. Общая сумма активов 73 признанных СФБ во всем мире, по оценкам, составила в 2012 году 5,3 трлн. долл. - огромный резерв, который мог бы быть задействован для финансирования развития.

Возрастающее офшорное финансирование ПИИ вызывает обеспокоенность уходом от налогов

Офшорные механизмы финансирования ПИИ включают главным образом: i) офшорные финансовые центры (ОФЦ) или «налоговые убежища» и ii) специальные финансовые структуры (СФС). СФС - это зарубежные филиалы, созданные для специальной цели или имеющие специальную  правовую  форму организации; они,  как правило, создаются в странах, предоставляющих особые налоговые льготы для СФС. Как ОФЦ, так и СФС используются для перемещения финансовых средств в третьи страны и из них.

Инвестиции в СФС остаются на высоком по данным периодам уровне. Потоки в ОФЦ достигли в 2012 году почти 80 млрд. долл., что на 10 млрд. долл. меньше, чем в 2011 году, но намного больше среднего показателя в 15 млрд. долл. в период до 2007 года. Доля ОФЦ в глобальных потоках ПИИ растет и составляет почти 6%.

Прямые иностранные инвестиции и международное производство (1990-2012 гг.)

Показатели

Объем в текущих ценах (млрд. долл.)

1990

2005-2007 (средний докризисный показатель)

2010

2011

2012

Ввоз ПИИ

207

1 491

1 409

1 652

1 351

Вывоз ПИИ

241

1 534

1 505

1 678

1 391

Весь объем ввезенных ПИИ

2 078

14 706

20 380

20 873

22 813

Весь объем вывезенных ПИИ

2 091

15 895

21 130

21 442

23 593

Доход на ввезенные ПИИ

75

1 076

1 377

1 500

1 507

Норма прибыли на ввезенные ПИИ (%)

4

7

6.8

7.2

6.6

Доход на вывезенные ПИИ

122

1 148

1 387

1 548

1 461

Норма прибыли на вывезенные ПИИ (%)

6

7

6.6

7.2

6.2

Трансграничные СиП

99

703

344

555

308

Прибыль от продажи зарубежных филиалов

5 102

19 579

22 574

24 198

25 980

Добавленная стоимость (продукция) зарубежных филиалов

1 018

4 124

5 735

6 260

6 607

Совокупные активы зарубежных филиалов

4 599

43 836

78 631

83 043

86 574

Экспорт зарубежных филиалов

1 498

5 003

6 320

7 436

7 479

Занятость в зарубежных филиалах (тыс. чел.)

21 458

51 795

63 043

67 852

71 695

Для справки:

 

 

 

 

 

ВВП

22 206

50 319

63 468

70 221

71 707

Валовое производственное накопление

5 109

11 208

13 940

15 770

16 278

Поступления в виде роялти и лицензионных платежей

27

161

215

240

235

Экспорт товаров и услуг

4 382

15 008

18 956

22 303

22 432

СФС играют еще более важную роль с точки зрения потоков и накопленного объема ПИИ в ряде важных стран-инвесторов, представляя собой канал, по которому движутся инвестиционные потоки на сумму более 600 млрд. долларов. За последнее десятилетие в большинстве стран, принимающих СФС, эти структуры стали играть более важную роль в инвестиционных потоках. Кроме того, увеличилось количество стран, предлагающих СФС благоприятные налоговые условия.

Уклонение от уплаты налогов и транспарентность в международных финансовых операциях - это глобальные проблемы, требующие многостороннего подхода. До настоящего времени международные усилия по решению этих проблем в основном были направлены на ОФЦ, однако СФС представляют собой гораздо более масштабное явление. Кроме того, потоки ПИИ в ОФЦ по-прежнему высоки. Для снятия возрастающей обеспокоенности по поводу ухода от налогов необходимо поменять направление международных усилий. Прежде всего нужно составить закрытый список «безвредных» целей использования СФС и ОФЦ. Это помогло бы заострить любые дальнейшие меры на борьбе с вредными аспектами ухода от налогов и отсутствия транспарентности.

Устойчивый рост международного производства

В 2012 году международное производство ТНК продолжило расти устойчивыми темпами благодаря тому, что потоки ПИИ, несмотря на их снижение, дополнили существующий накопленный объем ПИИ. Накопленный объем ПИИ вырос в 2012 году на 9%, достигнув 23 трлн. долларов. Зарубежные филиалы ТНК реализовали продукции на сумму 26 трлн. долл. (из которых 7,5 трлн. долл. - доля экспорта), что на 7,4% больше, чем в 2011 году (таблица 2). Они произвели добавленную стоимость на сумму 6,6 трлн. долл. - рост на 5,5%, - что сопоставимо с приростом глобального ВВП на 2,3%. На них занято 72 млн. человек, на 5,7% больше, чем в 2011 году.

Рост международного производства 100 ведущих ТНК, в основном из развитых стран, в 2012 году остановился. Однако 100 крупнейших ТНК, базирующихся в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, увеличили свои иностранные активы на 22%, продолжив экспансию своих международных производственных сетей.

Реинвестированные доходы: источник финансирования для долгосрочных инвестиций

Второй год подряд прибыль на глобальные ПИИ, накопленный объем которых составил 21 трлн. долл., резко выросла в 2011 году до 1,5 трлн. долл. после спада 2008-2009 годов в самый разгар мирового финансового кризиса. Прибыль на ПИИ выросла в каждой из трех основных групп стран - развитых, развивающихся и с переходной экономикой, - при этом наибольший рост отмечался в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Норма прибыли на ПИИ составила 7% во всем мире, причем она выше в развивающихся странах (8%) и в странах с переходной экономикой (13%), чем в развитых странах (5%). Из общей прибыли на ПИИ около 500 млрд. долл. осталось в принимающих странах, а 1 трлн. долл. было репатриировано в страны происхождения или другие страны (что составляет в среднем 3,4% платежей по счету текущих операций). Самая высокая доля нераспределенной прибыли на ПИИ отмечается в развивающихся странах, составляя около 40%, она служит важным источником финансирования ПИИ. Однако не вся эта сумма реинвестируется в капитал; принимающие государства сталкиваются с проблемой того, как направить нераспределенную прибыль на инвестирование в производства.

 

Читайте также