Кто и зачем будет инвестировать в Украину

Кто и зачем будет инвестировать в Украину

Максим Барабаш, генеральный директор Philip Morris Украина о том, кто будет вкладывать средства в Украину, как изменится рынок труда и интересно ли внедрять инновации.

Кто будет инвестировать в Украину

Инвестиции в Украину только за время войны обсуждались неоднократно. Многие иностранные компании потенциально заявляли о готовности инвестировать, однако здесь есть важное уточнение: после завершения войны. Сейчас же в краткосрочном периоде ситуация с инвестициями в Украину выглядит крайне сложной.

Во-первых, из-за рисков, связанных с войной. Инвесторы хотят быть уверены в безопасности людей и защите своих активов. Страхование военных рисков для бизнеса прорабатывается, однако это не снимает проблем, связанных с безопасностью. И для многих компаний это большой вызов.

Во-вторых, коррупционные скандалы не улучшают репутацию Украины в глазах международного сообщества. Громкие дела отпугивают инвесторов, поэтому международные компании задумываются над тем, стоит ли вообще инвестировать в Украину.

В-третьих, это непоследовательность и хаотичность законодательных изменений. Возьмем табачную отрасль. В 2023 году вступил в силу закон, который существенно ограничил возможности коммуникации с потребителями и заставил табачные компании дважды вносить серьезные изменения в продукт, что было особенно сложно сделать во время войны. И не успел бизнес адаптироваться к этим изменениям, как уже сейчас появляются новые инициативы, сомнительные по своей эффективности, еще больше ухудшающие ситуацию в отрасли.

Еще один фактор, влияющий на заинтересованность в инвестициях именно в табачную индустрию, это неэффективная борьба с нелегальным рынком, уровень которого остается беспрецедентно высоким последние два-три года — около 20%.

Из-за вышеперечисленных факторов любое решение, связанное с инвестициями, крайне усложняется. На сегодняшний день то небольшое количество инвестиционных проектов, которые мы видим, реализуется в основном благодаря локальным командам международных компаний. Они фактически выступают инвестиционными амбассадорами Украины и убеждают свои штаб-квартиры, что, несмотря на сложности, есть смысл вкладывать сейчас.

Например, Philip Morris инвестирует более $30 млн в запуск новой фабрики во Львовской области, поскольку наше производство на Харьковщине временно приостановлено из-за рисков безопасности. И компания рада показать такой пример бизнес-амбассадора. Мы работаем здесь 30 лет и являемся одним из крупнейших украинских инвесторов, налогоплательщиков и работодателей. Мы понимаем ситуацию внутри страны, и, что не менее важно, топ-менеджмент Philip Morris International в штаб-квартире очень переживает за судьбу украинцев и с начала полномасштабного вторжения существенно поддерживает страну своим участием в социальных инициативах. Поэтому, несмотря на сложные обстоятельства, мы верим в будущее Украины и подтверждаем это своими инвестициями.

Люди важны

Потерять сотрудника, а потом найти нового — дорогое удовольствие, потому что понадобится время на обучение и порой это занимает годы. После начала масштабной войны нам было важно сохранить команду, поэтому это еще один аргумент для быстрого запуска производства. Это позволит нам обеспечить работой людей, которые приедут во Львов и начнут работать на новом предприятии.

Потребность в работниках увеличивается, и она будет возрастать. Дефицит квалифицированных кадров есть уже сейчас, миллионы людей выехали из Украины или защищают страну в рядах ВСУ. Наша компания пока не испытывает нехватки кадров, потому что мы сразу понимали, насколько важно сохранить команду. Поэтому поддерживали людей финансово и эмоционально, помогали тем, кто хотел уехать в более безопасные регионы. Все это повышает лояльность сотрудников — люди хотят работать с компаниями, готовыми протянуть руку помощи в трудные времена.

У нас в компании отлажены процессы формирования кадрового резерва. Планируем замещение ключевых позиций заранее, каждый год анализируем потенциальных кандидатов, понимаем, кого надо привлекать с рынка и каких сотрудников развивать. Люди, пришедшие к нам на начальные позиции, развиваются, растут и становятся руководителями подразделений.

Торговых представителей, сотрудников колл-центров можно обучить профессии. Для этого существуют тренинги и отработанные процессы, и через полгода или год человека можно прокачать до определенного уровня. Специалистов с опытом, знанием иностранных языков и пониманием, как работают современные технологии, социальные сети, IT, маркетинг, быстро обучить весьма сложно. Поэтому лояльность к компании сейчас чрезвычайно важна.

Со временем конкуренция среди работодателей за квалифицированные кадры будет усиливаться. Поэтому мы уже сейчас расширяем программы привлечения и развития молодых специалистов. Это позволит нам сформировать кадровый резерв на будущее.

Украинцы любят инновации

Украина была одной из первых стран, где в 2016 году Philip Morris решил запустить наш инновационный продукт — IQOS. Семь лет назад для его старта выбрали только семь рынков, и Украина была одним из них. Сейчас украинский бизнес — один из самых развитых с точки зрения работы с потребителями. Филиал Philip Morris в нашей стране — пример для других рынков во многих направлениях, как надо эффективно строить бизнес и развивать инновации.

Инвестиции в инновации продвигают экономику и мир вперед. Если возьмем, к примеру, табачную индустрию, то рынок сигарет постоянно уменьшается. Этот тренд наблюдается во всем мире. В последние годы рынок серьезно трансформируется, появляются лучшие альтернативы, такие как системы нагрева табака, электронные сигареты и тому подобное. Локализация производства этих продуктов позволит привлечь новые инвестиции. У крупных международных корпораций, которые работают по всему миру, всегда есть выбор, в какой стране им открывать производство. Это фактически сравнение различных бизнес-кейсов. Страны конкурируют между собой и пытаются убедить бизнес вкладывать средства именно в них. И Украине надо сделать все, чтобы стать более привлекательной в глазах международных компаний.

Наши планы сейчас нацелены на то, чтобы вернуть свою долю рынка в сегменте сигарет. В сегменте альтернативных продуктов нам важно, чтобы потребители бездымных изделий для нагревания табака (а в Украине у нас более миллиона пользователей IQOS) не возвращались к употреблению более вредных продуктов — сигарет.

Мы следим, с какой динамикой идут переговоры о вступлении Украины в ЕС, ведь присоединение страны к еврозоне — привлекательный фактор для инвесторов. Также мы оцениваем скорость реформ в Украине, призванных защитить инвестиции. Речь идет о верховенстве права, прозрачности и предсказуемости. Работать есть над чем. Если выполнить все требования, необходимые для вступления в ЕС, то есть гармонизировать законодательство, воплотить реформы, — это даст большой стимул для экономического роста.

Все мы хотим, чтобы война закончилась как можно скорее, однако понимаем, что это не вопрос нескольких месяцев. Мы надеемся и верим в лучшее, но готовимся к тому, что год будет сложным.

Читайте также