Вся прибыль — в производстве

Вся прибыль — в производстве

Генеральный директор, одного из крупных трейдеров CHS Ukraine Вячеслав Колосветов рассказал о том, что собой представляет трейдинговый бизнес и какие горизонты в «житнице» Европы он намерен осваивать

CHS — американский кооператив, объединяющий 75 тыс. фермеров и имеющий 650 тыс. акционеров. Помимо аграрных, перерабатывающих и агрологистических активов, в него входит множество энергетических объектов, а также мощное трейдинговое подразделение, силами которого аграриям поставляются удобрения, семена на условиях форварда.

В Украине подразделение CHS работает с 2008 года. Компании принадлежит терминал «Олимпекс» в Одесской области, в модернизацию которого в 2008-2009 годах было инвестировано $42 млн.

Вячеслав Колосветов — аграрный менеджер с богатейшим опытом работы. За его плечами — работа в международных трейдинговых структурах, случилось Вячеславу трудиться и в финучреждениях. В CHS Ukraine он пришел в феврале текущего года.

Вячеслав, когда вы пришли в компанию, какой она была, что вы увидели?

Когда я пришел в компанию, понял, что почти никто ничего о ней не знает. По согласованию с американским офисом, силами украинского офиса мы решили заявить о себе. Как известно, мировые трейдеры в Украине соревнуются в части объемов элеваторов, мощностей по перевалке. Мы немного по-другому на все это смотрим.

Что вы имеете в виду? Чем вы отличаетесь от других трейдеров?

Сельское хозяйство начинается с производства. Но у нас всегда была «битва за урожай», помните, как в Советском Союзе: как собрать, куда перевезти, как сохранить? Однако на АПК надо смотреть комплексно. Ведь стабильно работать можно, когда ты понимаешь, на какой объем производства рассчитывать, какие технологические решения есть в распоряжении. Для этого должны быть профильные компании, которые помогают сориентироваться и по перевозке, и по торговле, прежде всего, фермерам.

Ситуация в сельском хозяйстве Украины меняется последние лет пять. Сельхозтоваропроизводители переходят на форвард. Мы начали так работать три года назад и сначала встретили большое сопротивление. Фермеры боялись, что их пытаются обмануть: не все трейдеры выполняют контракты. Но сегодня время недобросовестного партнерства прошло — все выполняют контракты.

Сейчас для экспортеров пытаются все же внедрить механизм трансфертного ценообразования. Но какого-то согласованного понимания механизма такого нововведения нет. Вы разобрались с тем, что такое ТЦО и с чем его едят?

Да, правда, была такая история. Якобы трейдеры обманывают фермеров, а вся прибыль уходит за границу. Но могу вам сказать точно, что это не так. Торговая маржа — это доллар, ну, два. На каждом этапе есть дополнительные риски и затраты. Даже при условии, что все риски будут застрахованы, мы, к примеру, будем хеджировать фрахт, то маржа достигнет отметки в пять долларов. При этом фермер может заработать около $500 на каждом гектаре. Вся прибыль — в производстве. Мы же свою зарабатываем на объемах. Именно потому сейчас свою задачу видим в том, чтобы дать фермерам доступ к дешевым ресурсам — химии, семенам и всему, что еще аграриям нужно.

Как вы планируете помогать фермерам? Будете участвовать в финансировании посевной и уборочной?

Мы специализируемся на трейдинге. И, поскольку у нас большой опыт в перевозке удобрений, возможно, это станет одним из базовых сегментов. Ведь, когда я углубился в тему логистики химии, стало ясно, что разгрузить удобрения в портах невозможно — некуда. Кроме того, существует масса разнообразных ограничений касательно ввоза-вывоза удобрений, ведь рынок в Украине, например, по селитре, практически монополизирован.

Украинское подразделение CHS намерено заняться импортом российских удобрений в Украину?

Мы рассматриваем такую возможность. Первые поставки планируется осуществить весной 2017 года.

Что вы планируете возить? Селитру?

Смотрим на карбамид, который производится на мощностях российского «Уралхима». Первые поставки запланированы на уровне 200 тыс. т. Из-за перманентного экономического кризиса украинские аграрии, как правило, отдают предпочтение селитре, ведь она дешевле. Однако с точки зрения логистики более безопасно импортировать карбамид, селитра — очень взрывоопасна, это все равно что везти бомбу на колесах.

Почему смотрите на российских производителей?

Мы хотели завозить продукцию из Омана, в районе 5-10 тыс. т, но нам это не удалось из-за невозможности разгрузить такой груз в порту Николаева. Изначально хотели поставлять удобрения морем, но ни один украинский порт не в состоянии организовать разгрузку удобрения из судна, поэтому планируем поставлять по суше.

Почему вы уверены, что российские удобрения будут пользоваться спросом?

К сожалению, отечественный рынок удобрений значительно монополизирован, а для эффективной работы украинским аграриям нужны альтернативы. Тот трейдер, который решит эту задачу, сможет в Украине торговать удобрениями.

А фермер сможет с вашей помощью обеспечить себя удобрениями?

Через посредников. Тут мы ориентируемся на большие агрохолдинги, мелкой дистрибуцией заниматься не будем, поскольку вряд ли овчинка будет стоить выделки.

На работу с фермерами ориентируется, например, «Агропросперис»…

Вот через него как раз и получат фермеры возможность купить удобрения, поставленные, например, нами. Сейчас мы на стадии обсуждения партнерской программы для финансирования фермеров. У них есть дистрибуция, доступ к фермерам. Они смогут зарабатывать на марже.

А заградительных пошлин не боитесь?

Это рынок. И нужно ко всему быть готовым.

Вы упомянули о партнерской программе с «Агропросперис» в части удобрений. Рассматривайте ли какие-либо еще партнерские программы с украинскими производителями ресурсов?

$50 млн уже предусмотрено на совместный проект с компаниями Syngenta и «Галнафтогаз». Эти деньги будут выделены весной.

Речь идет о семенах и топливе под весеннюю посевную?

Да. Мы будем участвовать деньгами. Наши партнеры под залог будущего урожая обеспечивают фермеров ресурсами, а мы впоследствии выкупаем и экспортируем у них этот залоговый урожай.

Что нужно сделать маленькому фермеру, чтобы стать участником вашей партнерской программы?

Желание. Фермер должен понимать, когда, куда и какого качества он должен привезти уже законтрактованный товар. Наши партнеры поставляют фермерам семена и топливо собственного производства и высокого, соответственно, качества. Фермеры расплачиваются зерном, а мы это зерно потом продаем.

Планируете ли вы наращивать объемы финансирования по такой партнерской программе, если в следующем году все получится?

Думаю, в 2018 году увеличим объемы в два раза — до $100 млн.

Откуда у компании деньги? Это средства глобальной, материнской компании?

Конечно. Прибыли украинского подразделения на такие цели не хватит, она гораздо скромнее.

О каких ставках финансирования мы можем говорить сегодня?

Точно озвучить их не могу, но они непременно будут ниже рыночных.

Есть ли прогноз по объемам отгрузки зерна компанией в 2016 году?

В прошлом году мы отправили 1,1 млн т зерновых. В этом — планируем выйти на 1,5 млн т по зерновым плюс 200 тыс. т подсолнечника.

Подсолнечника? А как же 10%-я пошлина?

Мы его перерабатываем на мощностях ViOil и имеем открытую опцию выкупа масла у переработчика. Посмотрим, что будет выгоднее — масло или семечки.

Не рассматриваете ли вы возможность экспорта продукции с добавленной стоимостью? Муки, например. Насколько сложнее найти для таких товаров потребителя?

Такой продукт, как масло, рассматриваем. Однако тут Украина в привилегированном положении — №1 в мире. По другим продуктам все гораздо сложнее. Но от вероятности экспорта той же муки мы не отказываемся. Был бы спрос, а объемы мы обеспечим.

Сталкивались ли вы как трейдер с логистическими проблемами при доставке зерна с поля в порт. Ведь аграрии говорят, что вагонов катастрофически не хватает, весовые ограничения для автотранспорта тоже не дают им спокойно жить…

Знаете, сколько лет я в бизнесе, никогда не было все хорошо. Всегда проблемы обеспечения инфраструктуры имели место быть.

Как бы вы посоветовали решить эту проблему?

Сегодня трейдеры массово покупают зерновозы, строят терминалы. Но, на мой взгляд, если с вагонами вопрос стоит остро, то терминалов — достаточно. Ну и второе. Я бы уделял больше внимания не только одним вагонам, но и железной дороге, по которым они будут ездить. Еще один вариант решения логистического коллапса — развитие речной логистики. По этому пути уже пошел «Гермес-Трейдинг». Мы тоже анализируем такие перспективы.

 

Вся прибыль — в производствеТерминал по хранению, подработке и отгрузке на речные суда зерна и продуктов переработки в Новой Каховке
Продажа специализированного терминала по хранению, подработке и отгрузке на речные суда зерна и продуктов переработки
- Глубина реки у причала позволяет обслуживать суда типа река-море с осадкой до 4,5 м.
- Земельный участок 2,17 га (долгосрочная аренда)
- Собственный причал (обслуживание судов осадкой до 4,5 м)
- Производственные мощности по перевалке / отгрузке зерна - 1 000 тонн/сутки
- Напольные склады хранения – 16 000 тонн
- Зерноочистка - 80 т/час
Цена: $3 000 000

Вся прибыль — в производствеЭлеваторный комплекс с причалом в Херсоне
Продажа элеватора для хранения и перегрузки зерновых культур расположен в г. Херсон.- Общая площадь земельного участка: 3,0 га наземной и 0,5 га наводной площади.
- Склады напольного хранения, обеспечивающие едино разовое хранение (перевалку) от 15 000 до 20 000 тонн зерновых культур.
- Причал длиной 60 м., позволяющий принимать плав средства грузоподъемностью до 3000 т. глубина по границе причальной стенки составляет 5-6 м..
- Автомобильные электронные весы с верхним пределом взвешивания - 80 т. и максимальной погрешностью взвешивания - 0,1%.
- Лаборатория, аккредитованная в Херсонском Центре сертификации, метрологии и стандартизации
Цена: $2 000 000

Вся прибыль — в производствеМорской портовый элеватор в Херсонской области
Продается морской портовый элеватор 33 400 тонн хранения с мельничным комплексом в Херсонской области
- Общий объем хранения элеватора 33 420 т из них: 15 320 т металлические силоса; 18 100 т зерносклады напольного хранения – 6 шт.
- Приемка зерна по терминалу 1 500 т/сут в чистом зерне, приемка влажного зерна для сушки и очистки 800 т/сут.
Цена: $9 500 000

Другие предложения по агрологистике:

Источник: Алла Стрижеус, AgroPortal.ua

Читайте также